ERP или Enterprise Resource Planning — программный пакет для автоматизации рабочих процессов. Общая электронная система способна структурировать документооборот и привести к общему виду все нормативные документы и отчетность, чтобы на основе сделанных выводов руководитель мог увеличить эффективность работы. Не смотря на общие во многих аспектах подходы к структуре и функционалу, содержимое программ разных производителей серьезно отличается. Чтобы понять, какая система управления ресурсами предприятия лучше, стоит сравнить не только количество и вариативность интегрированных в пакет инструментов, но и возможность настраивать их под нужды и задачи конкретного предприятия.
Что такое ERP система
Длительное время ERP системы и IT консалтинг в целом были привилегией крупных предприятий, способных выделить средства на разработку собственного программного обеспечения. Кроме неизбежных провалов в архитектуре из-за разницы взглядов на автоматизацию у такого подхода был серьезный перечень недостатков:
стоимость и времязатраты на персональную разработку;
недостаточная функциональность и сложность освоения;
проблемы с кадрами и необходимость переобучать персонал;
отсутствие возможности интеграции с другими системами.
По сути каждое предприятие устанавливало собственное программное обеспечение, ложность которого напрямую зависела от вложений и ответственности разработчика. Это вызывало проблемы даже при найме нового операциониста, — к незнакомому интерфейсу нужно было привыкнуть. Любая ошибка в программе могла оказаться критичной только из-за потери контакта с ее разработчиком, — переписать чужой код способен далеко не каждый программист. Еще одним незакрытым вопросом оставалась защита конфиденциальных данных, — IT-безопасность, без качественного обеспечения которой вести современный бизнес практически невозможно.
С 2010 года внимание к автоматизации выросло в разы. Об избавлении от рутины и документооборота задумались не только руководители крупных предприятий, но и владельцы среднего бизнеса. Программа управления складом, автоматическое создание накладных, функционал отслеживания логистики и программный расчет заработной платы стали нормой. Современные ERP системы — модульные пакеты, выпускаемые и распространяемые серьезными разработчиками, обеспечивающими не только качество самих инструментов, но и серьезный уровень криптографической защиты. Функциональность и возможность настраивать модули — главный критерий оценки качества ERP системы.
Критерии выбора системы
Свое видение оптимальной программы управления бизнесом предложили практически все крупные мировые разработчики программного обеспечения. Первое, на что нужно обратить внимание, — составляющие пакета. В него могут входить:
CRM и маркетинг — инструменты для работы с клиентами от сбора контактов до анализа оценок;
управление продажами — готовые шаблоны для рассылок и учет готовой продукции;
управление производством — отслеживание и поиск сбоев в процессе, оптимизация закупок и внедрение принципов экономии;
управление персоналом — работа с личными делами коллектива и потенциальных сотрудников, расчет заработной платы и планирование мотивационных мероприятий;
финансы и бюджетирование — комплект инструментов для работы с ведомостями и распределением средств;
аналитика и мониторинг — выведение целевых показателей и критериев оценки эффективности как ориентира для развития.
Каждый из блоков — это целый комплект программ, рассчитанный на разный уровень ответственности. При внедрении соответствующие сотрудники получают доступ к своему уровню. Программы Cognos IBM и 1C подразумевают и обучение персонала работе в своем узком блоке. Отдельный уровень рассчитан на руководителей, которые также должны ориентироваться в показателях эффективности, чтобы скорректировать вектор развития предприятия в целом.
Лучшие ERP системы
Основной рынок ERP систем поделен между Microsoft (MS Dynamics), 1С, Oracle ERP, SAP, Галактикой и IBM. Но ориентироваться при выборе только на цену или функционал нельзя. Дополнительными критериями являются масштабируемость (возможность применить одну систему как к мелким филиалам, так и к организации в целом), необходимая в современных условиях совместимость с мобильными устройствами и размер партнерской сети. Второй пакет во многом зависит от пакетов локализации, — возможности вести документооборот в соответствии с законодательством страны и на государственном языке. Но если значительная часть партнеров по бизнесу выбрала другой пакет, есть смысл рассмотреть и не самые популярные варианты. В любом случае для внедрения и предваряющего его аудита стоит пригласить специалистов. Они же определят, какие блоки будут необходимыми и достаточными, а на каких можно смело сэкономить. Модульность это позволяет.